Зеркала золотых царей скифов.

Древняя земля каратузская.

Каратузский район находится в Минусинской котловине. Данная территория была давно населена людьми. Археологический раскопки в районе, Минусинском крае, Туве дают картину величайшей цивилизации людей, облагораживающих и создающих великолепные произведения искусства и предметы быта из металлов, дерева, кожи. Учёные утверждают, что на нашей земле был центр древнейшего золотого века людей царей. В последние десятилетия расколом двух крупных курганов в Туве в Долине царей показали всему миру уникальные находки, высокое ювелирное искусство, отличную хозяйственную деятельности живущих в глубокой древности людей. Ещё не было Персидской империи, не был рождён Будда (он родился в 623 году до н. э.), а на нашей земле люди добывали и плавили металл, сеяли злаки. Они научились делать железные стрелы и наконечники копий для охоты, когда в Китае не знали железа.

Экспедиции учёных в район.

Ушедшая золотая цивилизация древности оставила нам в наследство огромное количество курганов. Они величаво возвышаются на полях, старательно опаханные современной техникой. В конце 30-х и 50-е годы в районе проводили археологические экспедиции и раскопки учёные В. П. Левашова С. В. Киселёв. Найденные предметы в курганах-усыпальницах начинали приоткрывать миру величайшую цивилизацию и место где жили золотые цари Скифы. Ведь по описанию древнегреческого историка Геродота в одном из своих трудов он рассказал о том, откуда взялись скифы и почему они почитают золото. Они жили в необитаемой стране, и первым её жителем был человек по имени Таргитай. Родители этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена. У Таргитая было трое сыновей Липоксаис, Арпоксаис и сладший – Колаксаис. В их царствование на землю с неа упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Но только подошёл, чтобы взять их золото запылало. Он отступил и приблизился второй брат, золото было объявлено пламенем. Жар пылающего золота отогнал братьев, но когда подошёл младший брат, пламя погасло и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. От него Липоксаиса произошло скифское племя называемое авхатами, от среднего брата – племя катпанов и траспиев, а от старшего брата – племя паралатов. Все племена вместе назывались сколотами, т. Е. царскими. Эллины называли их скифами.

Зеркала – дар богов.

Зеркала известны с древнейших времён. Им приписываются свойства и волшебства-мистики и неизвестных свойств, не разгаданных до сих пор. С зеркалами экспериментировал учёный Архимед. Известный факт, что ещё во время Пунической войны он применял придуманные зеркала, чтобы сжечь римский флот, который осаждал Сиракузы. Сохранились записанные сведения, что сначала отражение зеркал просто ослепляли экипаж противника, а затем передовые корабли стали вспыхивать один за другим и горели как факелы. Враг бежал, а Архимед, вдохновлённый успехом, объявил зеркала невероятным даром богов. По сведениям историков он носил при себе небольшое зеркало, которое, он считал, оберегало его.  На нашей земле археологи обнаружили следы древних культур, которые освоили производство бронзы уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Это было намного раньше, чем в Китае. Поэтому не удивительно, что в Минусинской котловине найдено 400 бронзовых зеркал. Эти удивительные бронзовые зеркала, считают волшебными. На тыльной стороне зеркал есть рисунки и письменные знаки. Если освятить лицевую полированную сторону зеркала ярким светом, то в отражении на близко расположенной поверхности можно увидеть рисунок, нанесенный на обратную сторону. Эти зеркала называют «пропускающие свет». Такие зеркала были известны древним грекам и этрускам. Эти зеркала вызывают у людей замешательство. Тончайшая работа и великое мастерство древних разгадано только в 21 веке. Доверял талисману-зеркалу великий писатель А. С. Пушкин. Помните как он писал: «Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду доложи…». Поэт считал, что зеркало открывает своим владельцам истину, его нельзя обмануть. Оно чувствует фальшь, лукавство. У славян маленьким зеркалом украшали и свадебный убор невесты, зеркало вешали над кроваткой младенца, прибивали над окнами или входной дверью в жилище, чтобы обмануть злые силы, всякую нечисть и недобрых людей. В нашем музее есть несколько старинных зеркал в красивых резных деревянных рамах. Деревянные рамы украшены растительным орнаментом.

Бронзовые зеркала в курганах.

Учёные, делавшие раскопки в усыпальницах-курганах, находили бронзовые зеркала. Лежали они или перед лицами захороненных или за головой, под плечами, либо рядом с рукой.

Все они были с выпукло-вогнутым диском и в большинстве небольшие. Почти все зеркала были намеренно испорчены, т. к. предназначались для погребальной церемонии. Были положены и как предметы туалета, и как ритуальные атрибуты магического обряда, одним словом амулеты.

В курганы зеркала клали для защиты от нечистой силы. В поселениях, где жили скифы были зеркала побольше и в большинстве с ручками. Владельцы зеркал хранили их в закрытых деревянных футлярах, кожаных мешочках, т. к. по поверию, как считали раньше, в зеркалах отражалась душа человека и они должны быть закрыты для посторонних.

В курганах были найдены и золотые пластины. Предположительно учёных, что некоторые могли служить зеркалами. В Европе ещё во времена правления Генриха VIII зеркалами служили хорошо отполированные металлические пластины.

В Каратузском музее хранилось одно бронзовое зеркало маленького размера, предназначенного для ритуальных услуг, найденное в кургане могильнике.

Зеркала Каратузского музея.

В музее хранится большое зеркало в деревянной раме, переданное в музей из села Качулька от учителя Хабарова Григория Ивановича 1881 г. р. Но по информации каратузского краеведа Майковой Л. Л. Первоначально принадлежало оно семье Колобовых. Хозяйка зеркала Колобова Клавдия Степановна. Она была внучкой сыльного декабриста Мозгалевского Николая Осиповича. Семья Колобовой была богатой, имели несколько золотых приисков, Уджейский винокуренный завод и несколько больших домов в селе. Один из домов был подарен Клавдией Степановной зятю – врачу под больницу Николаевскому Николая Фёдоровичу, депутату I Государственной Думы. Оно находилось в подаренном доме рядом с большим портретом Клавдии Степановны. После революции больница осталась в обществе, а вот вещи были вынесены, осталось одно из кресел в хирургическом отделении.

В литературном музее есть старинное зеркало в гладко ошлифованной деревянной раме было приобретено у семьи Посохиных из Каратуза. Ранее оно находилось у других владельцев, живущих на улице Энгельса, ранее Крайней в суриковском крае Каратуза. Принадлежало богатому казаку.

Л. Алавердян.

Фото К. Соболева.