Оля Непомнящих староста клуба «Краевед».
«Каратузский Островский» Григорий Григорьевич Каратаев.
В Каратузском районном музее есть большая экспозиция, посвящённая нашему земляку, поэту Григорию Григорьевичу Каратаеву. Здесь личные вещи поэта: гармошка, документы, письма.
Жил наш земляк на улице Ярова, 14, и этот дом знают многие в районе. Прикованный к постели, поэт видит мир из окон своей комнаты. Частыми гостями у кровати поэта были дети. Они несли поэту цветы, ягоды, камушки с Амыла и показывали пойманных бабочек и жуков. Их сострадание было не только искренним. Но и уважаемым. А когда принимали детей в пионеры, они бежали к дяде Грише с радостью. Чем же заслужил такую любовь Григорий Григорьевич? На нашей земле он стал поэтом. Здесь он увидел синие горы Саян, из окна своего дома слушал, как возвращаются с работы земляки. В доме он чувствовал запахи лета, осени, весны. Когда родные распахивали окно, оно было окном в мир. Летними вечерами он общался с соседями. Они заходили просто так, поболтать, новости рассказать.
А потом пришла война. Четыре страшных года. Когда мужчины ушли на фронт. Ушли друзья. И Каратаев стал воевать с пером-карандашом в руке. Он ежедневно писал в газету заметки и стихи. Каждодневно писал письма на фронт. В дом Каратаевых пачками приходила корреспонденция. Стихи поэта печатает местная газета «Знамя труда» и краевые. Солдатки несли радости и беды. Душевное тепло помогало землякам. И, хоть боли донимали, он делал многое, чтобы людям помочь. Он воевал пером и говорил сестре: «Вернутся наши фронтовики, как я им в глаза смотреть буду».
«Нет! Никогда, пока жива Россия,
Враг не пройдёт по улицам Москвы.
Я верю, что на земли огневые
Фашистский змей падёт без головы».
Разве можно сегодня забыться,
Убаюкать себя тишиной,
Когда помнится, видится, мнится
Бой над нашею русской землёй?
Григорий Григорьевич свято верил в Победу над врагом. Эта вера двигала его пером. Своими стихами Каратаев звал на праведный бой, чтобы отстоять Родину. Боль военных утрат несли земляки в дом Каратаевых. Семья в 1943 году схоронила отца, а мать совсем слегла, но все находили душевную поддержку и веру в Победу.
«Сверкает серп, и жёлтые колосья
Ложатся в сноп тяжёлый и тугой.
Бьют по врагу не только пулемёты,
Бьёт старый серп в старушечьих руках».
Письма друзьям в войну, похоронки на друзей – всё прошло через сердце поэта. Когда окончилась война, первый митинг прошел у дома Каратаевых. Поэт играл на гармошке, а люди радовались Победе.
В 1958 году Красноярское книжное издательство выпустило первую книжку стихов Каратаева «В строю». Тираж был 3000 экземпляров, 600 поступило в книжную лавку Каратуза, и за два дня книги раскупили и ещё просили привезти. Наш земляк А. И. Щербаков посвятил поэту стихотворение, где есть строки:
«Твои стихи близки
И всем понятны,
А мне вдвойне –
Соседу-земляку»
Каратаев был бойцом, и труд Григория Григорьевича был отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы» и многочисленными грамотами. Я горжусь своим земляком, поэтом Г. Г. Каратаевым.