В дар Каратузскому музею от краевого литературного музея сотрудников Адель Владимировны Броневой передана рукописная записка от жителя нашего села Каратуза с названием «Сонъ». Написана она литературным языком с большим изяществом, интересным аллегорическим сравнениями. Написана записка красивым каллиграфическим почерком.

Л. Алавердян.

Владимир Андреевич Головин (1919-2002) — доктор сельскохозяйственных наук, почетный профессор Красноярского агроуниврситета, художник — автор 500 живописных и графических работ, первый иллюстратор произведений Виктора Астафьева; писатель. Родился Владимир Головин в Средневолжском крае. Ребенком пережил все ужасы голода в Поволжье. Большая семья, спасаясь от голода, в те годы много поездила по стране. В 1939-м году его призвали в армию. Служил в Хабаровском крае, успел окончить в Хабаровске вечернее отделение учительского института: стал учителем физики, математики и черчения. Когда началась Великая Отечественная война, Владимир Головин находился там же, на Дальнем Востоке, но после многократных рапортов в 1943 году был отправлен на действующий фронт. Бои для Владимира Головина начались под Брянском. Головин был дважды ранен, но возвращался опять в разведроту, хотя предлагали ему работу во фронтовой газете – ведь он и рисовал, и с детства писал стихи. Окончил войну с четырнадцатью боевыми орденами и медалями. В общей сложности прослужил около девяти лет. После демобилизации, в 1946-47 годах, Владимир Головин жил в Перми, иллюстрировал книги классиков и местных писателей. В 1972 году В. А. Головин переехал в Красноярский край старшим научным сотрудником в профильный НИИ Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, работал в опытных лабораториях по краю, а после выхода на пенсию вернулся в Красноярск. Вот тогда он и посвятил себя полностью творчеству. Самому разному – и науке (Головин – автор более 100 научных работ; доктор сельскохозяйственных наук), и работе художника, и писательству. Как иллюстратор в эти годы он оформил около 160 книг – теперь уже писателей, живущих в Красноярске, в Сибири. В том числе и книги Виктора Астафьева. В Сибири Владимир Головин написал более 200 живописных работ (всего же он создал около 500 живописных и графических работ). В 1985-1986 годах у Бражникова Юрия Андриановича возникла идея нарисовать портреты лучших из лучших тружеников села Таскино , для «Книги Почета» колхоза им. Кирова. Был приглашен Владимир Андреевич Головин, и им было нарисовано 11 портретов. Эти работы экспонируются в Сельской картинной галерее им Ю. А Бражникова.

Н. Шарыпова.

В январе (24) 1848 года родился великий русский художник Василий Иванович Суриков. Каратузский район связан с семьёй художника. В районном центре жил дед художника Василий Матвеевич Суриков. Как писала о нём в книге «Дар бесценный» Наталья Петровна Кончаловская: «Был ещё у Васи дед – Василий Матвеевич, по прозвищу «Синий ус», — он писал стихи. Василий Матвеевич был человеком необузданного, крутого нрава. Когда на полковом смотру командир чем-то оскорбил его, он недолго думая сорвал с плечей своих круглые эполеты-ватрушки и отхлестал ими своего командира по лицу, за что был наказан». Литературная деятельность Сурикова В. М. развернулась в Каратузе. Здесь он издавал сатирическую рукописную газету «Шаман» или сойотская иллюстрация». Вышло около 80 номеров. После прекращения выпуска газеты «Шаман» Василий Матвеевич писал и объявил, что на смену придёт «Пушка», которая будет палить не ядрами, а конусообразными снарядами, называемыми у европейцев остротами. Снаряды же будут выливаться в форму правды. В Каратузском им написана поэма Каратузская ярмарка.

Помещаем стихотворение В. М. Сурикова.

Сибирские мученики.

Провались, ты бесталанная,
С твоим золотом, тайга!
Где работа окаянная,
Неподатлива, туга!..

И мошна твоя бедовая,
Как темета провались,
Да и волюшка домовая
Снова в рабство продалась!

И о ней заботы разные
Разметались в пыль и прах.
И, надев лохмотья грязные, –
Снова ты увяз в грехах!..

Л. Алавердян.

27 января снята блокада города Ленинград, длившаяся 872 дня, начиная с 8 сентября 1941 года и по 27 января 1944 года. Невозможно представить на сколько трудно пришлось жителям города в то время, ведь после бомбардировок практически не осталось запасов продовольствия. В городе начался страшный голод, уносивший сотни тысяч жизней. Это и без того тяжкое положение ухудшилось с началом той самой первой суровой блокадной зимы. Порой, еду можно было достать только на стихийных рынках, где её обменивали. Была организована эвакуация жителей из города, но не все решились покинуть его в это страшное время. Но остались там, чтобы поддержать волю ленинградцев отстоять свой родной Ленинград.

После прорыва блокады в январе 1943 года осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до января 1944 года. Некоторые из наших земляков участвовали в битвах за его освобождение.

Эти и другие темы обсудили каратузцы, пришедшие в этот день в литературный музей.

К. Соболев.

Фото А. Шушаковой.

Как только устанавливалась хорошая зимняя погода мальчики и девочки бежали к замёрзшей реке и гонялись друг за другом на коньках. Коньки в Сибири появились вместе с казаками. Ещё в XVII веке дети получали в подарок коньки деревянные с железными набойками. В России на коньках катались почти все от мала до велика. Царь Алексей Михайлович Романов встал на коньки в девять лет. Пётр I рано стал кататься на них. А ещё играли на коньках в «клюшки». Делали деревянные шары размером с кулак и клюшки из изогнутых корней деревьев. Надо было загнать шар в ледяную лунку. Это была любимая игра взрослых. Любили ещё поиграть в «Царь горы». Строили снежную гору. Самый смелый и опытный боец назначался «царём». Он сто на вершине горы и отбивался от тех, кто пытался столкнуть его вниз. А тот кто столкнул вниз царя, ему дарили обувку – сапоги или валенки. Играли и в снежную крепость. Строили все крепость и потом делились на две команды. Начиналась игра «Взятие снежного городка». Одна команда защищала крепость, а другая пыталась её захватить. Осада велась по всем правилам военного искусства. За соблюдением правил следил судья – «городничий». В отличии от детских «взятий городка», где стреляли снежками и сталкивали командующих с горок, во взрослых «баталия» в атаку шли и пешие, и на конях, строили осадные орудия, лестницы, рыли подземные ходы в крепость. применяли щиты от снежков. Защитники сбрасывали на врагов корзины со снегом, стреляли холостыми зарядами, чтобы испугать лошадей, оборонялись мётлами. Посмотрите картину известного художника Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка».

Л. Алавердян.

Художественная репродукция.

Весь прошедший год мы собирали информацию по посещаемости нашего сайта. Ведение подсчёта осуществлялось при помощи сервиса яндекс метрика. Мы публиковали новости, заметки и отчёты по мероприятиям и некоторые статьи, представляющие интерес для Каратузского района. Также репостили новости в соцсети «ВКонтакте», для увеличения аудитории.

Итогом сбора и систематизации информации стала таблица посещаемости за 2020 г.

Сводная таблица посещаемости

числомесяцпросмотрыпосещенияпосетители
01-31январь762267205
01-28февраль818343396
01-31март709342257
01-30апрель469204190
01-31май768337307
01-30июнь530230198
01-31июль502219166
01-31август526228180
01-30сентябрь448228189
01-31октябрь470236185
01-30ноябрь657291233
01-31декабрь824339265
     
итого 748332642771

К. Соболев.

Весь третий квартал мы собирали информацию по посещаемости нашего сайта. Ведение подсчёта осуществлялось при помощи сервиса яндекс метрика. Мы публиковали новости, заметки и отчёты по мероприятиям и некоторые статьи, представляющие интерес для Каратузского района. Также репостили новости в соцсети «ВКонтакте», для увеличения аудитории.

Итогом сбора и систематизации информации стала таблица посещаемости за IV квартал 2020 г.

Сводная таблица посещаемости

числомесяцпросмотрыпосещенияпосетители
01-31октябрь470236185
01-30ноябрь657291233
01-31декабрь824339265
     
итого 1951866683

К. Соболев.

30 декабря 1986 года вышло постановление райисполкома о создании Каратузского музея. Он был создан на общественных началах и находился в Каратузской районной библиотеке, занимая одну комнату. Уже с ноября 1988 года стали проводиться экскурсии. В музее к этому времени были организованы первые постоянные экспозиции: о революционерах, о Великой Отечественной войне, о каратузцах в партизанской армии Кравченко и Щетинкина, о истории комсомола Картузского района, о быте старого Каратуза, об участниках Октябрьской революции. Вот такие темы были представлены в самом начале. Актив музея дежурил в часы посещений с утра до вечера пока работала библиотека.

Л. Алавердян.

А уже в следующем году Каратузскому районному краеведческому музею исполнится 35 лет. За это время число предметов в фондах выросло почти до 4000, открылся филиал в селе Таскино, а количество сотрудников увеличилось до 7 человек, среди которых высококлассные специалисты, каждый год выдерживающие высокий уровень показателей, начиная от наполняемости фондов и заканчивая проведёнными экскурсиями и выставками. Особенно хочется отметить, что под эгиду Каратузского музея перешло новое подразделение Литературный музей, организованный 6 лет назад на базе Детской библиотеки. Это несомненно значимое событие, которое украсило яркими красками историю музейного дела в селе Каратуз и придало новый импульс нашей работе.

К. Соболев.

Зеркала известны с древнейших времён. Им приписываются свойства и волшебства-мистики и неизвестных свойств, не разгаданных до сих пор. С зеркалами экспериментировал учёный Архимед. Известный факт, что ещё во время Пунической войны он применял придуманные зеркала, чтобы сжечь римский флот, который осаждал Сиракузы. Сохранились записанные сведения, что сначала отражение зеркал просто ослепляли экипаж противника, а затем передовые корабли стали вспыхивать один за другим и горели как факелы. Враг бежал, а Архимед, вдохновлённый успехом, объявил зеркала невероятным даром богов. По сведениям историков он носил при себе небольшое зеркало, которое, он считал, оберегало его.  На нашей земле археологи обнаружили следы древних культур, которые освоили производство бронзы уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Это было намного раньше, чем в Китае. Поэтому не удивительно, что в Минусинской котловине найдено 400 бронзовых зеркал. Эти удивительные бронзовые зеркала, считают волшебными. На тыльной стороне зеркал есть рисунки и письменные знаки. Если освятить лицевую полированную сторону зеркала ярким светом, то в отражении на близко расположенной поверхности можно увидеть рисунок, нанесенный на обратную сторону. Эти зеркала называют «пропускающие свет». Такие зеркала были известны древним грекам и этрускам. Эти зеркала вызывают у людей замешательство. Тончайшая работа и великое мастерство древних разгадано только в 21 веке. Доверял талисману-зеркалу великий писатель А. С. Пушкин. Помните как он писал: «Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду доложи…». Поэт считал, что зеркало открывает своим владельцам истину, его нельзя обмануть. Оно чувствует фальшь, лукавство. У славян маленьким зеркалом украшали и свадебный убор невесты, зеркало вешали над кроваткой младенца, прибивали над окнами или входной дверью в жилище, чтобы обмануть злые силы, всякую нечисть и недобрых людей. В нашем музее есть несколько старинных зеркал в красивых резных деревянных рамах. Деревянные рамы украшены растительным орнаментом.

Л. Алавердян.